Одни храмы возрождаются, благодаря развитию туризма. А этот восстановлен за счёт чемпионата по футболу. Именно в 2018 году в бюджете города появились средства на благоустройство. Тогда и до реконструкции собора занялись. Архитектурная жемчужина, как никак! И примерно тогда наши историки вновь обратили внимание на старинную роспись. А вот что конкретно им удалось расшифровать, я расскажу поподробнее:
Ещё один объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО – белокаменный Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1190-х годах как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Дмитриевский собор построен в честь святителя Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора происходило между 1194-1197 годами. Из далекого византийского города Салоники для возведенного храма привезли редчайшие святыни – икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с кусочком одежды мученика со следами его крови. Эти мощи накануне Куликовской битвы были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они хранятся и по сей день. Во Владимирском соборе остались только копии.
Над возведением храма работали греческие, немецкие, итальянские архитекторы, но основную работу выполняли русские зодчие. На фасаде собора можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ и святых. Многие рельефы сохранились в первозданном виде, те, что были утеряны, восстановлены. Греческие резчики использовали элементы, которые были характерны для западных средневековых базилик: стены из известняка снаружи украсили фигурами святых, животных, птиц и растений, а также дополнили резными колоннами.
До сих пор историки пытаются расшифровать засекреченные орнаменты. Наверняка, большинство используемых образов взяты из Псалтыри и Ветхого Завета, а также иных священных книг, русских летописей, а также европейских мифов и преданий. Современные историки уверены, что данная тайнопись в двенадцатом веке была одинаково понятна, как русским. так и европейцам. Образ царя Давида на данных фресках символизирует святость власть, лев – княжеское влияние, ребёнок на коленях – наследование этой системы управления. борцы – утверждение христианства, волк – поддержание мира, грифон – небесное царство, растительные узоры – непорочность.
Помимо фресок, на стенах располагались деревянные иконы, среди которых была византийская икона с изображением святого Дмитрия Солунского. С начала своей истории храм пережил многочисленные пожары в 1536, 1719 и 1760 годах, во время которых пострадало не только внутреннее убранство собора, но и внешний облик. Однако наибольший урон собору нанесла реконструкция по указу Николая I в 1834 году. Он велел привести храм в «первобытный вид» и снести древнейшие галереи и башни XVI века. Во время этой реконструкции внешний облик собора сильно изменился: губернский архитектор Петров вместе с поздними пристройками приказал снести некоторые части величественного Собора. Лишь в 1843 году при новой росписи стен церкви были обнаружены старинные фрески под хорами, относящиеся к композиции «Страшный суд». Сохранились фигуры 12 апостолов-судей, восседающих на престолах, за которыми стоят ангелы.
После 1917 года Дмитриевский собор был причислен к памятникам древнерусского искусства. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Его известняковые стены стремительно разрушались, но для спасения храма долгое время ничего не делалось. Реконструкцию удалось провести только в 1941 году, накануне войны. Следующий этап работ по сохранению каменных стен собора начался только после 1974 года. Окончательная реставрация, в результате которой храму удалось в значительной степени восстановить утраченный первоначальный вид, была завершена уже в 2000-х годах. Как уверяют местные жители, не только конкретно этот собор, а вообще весь Владимир превратился в архитектурную жемчужину после чемпионата мира по футболу 2018 года – именно тогда стали выделяться средства на благоустройство улиц и реконструкцию достопримечательностей.
Подскажите, пожалуйста: «Каково архитектурно-духовное наследие русского православия?»