Не только половиной моста в центре города, разрушенным зданием интерната и исчезнувшими скверами славится город Кузнецк. Именно здесь можно найти вот такую удивительную памятную доску:
Но Пензенский край – это не только родина знаменитого режиссёра Александра Николаевича Калашникова. Это место, вобравшее в себя большое культурное наследие, историческую память о важнейших научных, археологических и духовных открытиях. С этим краем навечно связаны имена многих уникальных личностей, начиная от великих писателей/поэтов, таких как Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов, Владимир Владимирович Маяковский, и заканчивая видными политическими деятелями – Михаилом Михайловичем Сперанским, Петром Аркадьевичем Столыпиным, а также генеральным секретарем ЦК КПСС Константином Устиновичем Черненко.
Старинный город Пенза был основан в эпоху правления царя Алексея Михайловича, в 1663 году. Изначально Пензу обусловили гордом-крепостью в оборонительных целях, так как расположение на юго-востоке страны делало земли уязвимыми для наступления степных кочевников. Свое звучное название город получил не случайно! Берег, на котором стояла крепость, омывался одноименной рекой Пензой, которая существовала задолго до официального становления города.
Интеллектуальная жизнь Пензенского края зародилась век спустя, и связано это было с расширением города, пошел рост грамотности среди населения. Начинали появляться первые образовательные учреждения, к примеру, всеми известное «Народное училище» в 1786 году.
Образовательная деятельность повлекла за собой увеличение интереса к искусству. Живительно стартовал театральный сезон, во время которого ставились постановки, такие как: «Маскарад», «Ревизор», «На дне» и «Фома Гордеев». Долгие века технологического прогресса и такое творческое направление, как кинематограф, прочно вошло в жизнь пензенского края.
Знакомство жителей с истоками кинематографа началось сразу же с его зарождением. В конце XIX века зрители города лицезрели первую кинокартину «Прибытие поезда». Маленький городок Кузнецк, находящийся в Gензенской области, обрел своего героя, который своими театральными постановками и фильмами возродил у жителей тягу к прекрасному. Этим героем стал А.Н Калашников.
Александр Николаевич Калашников, провинциальный мальчишка, рожденный покорять мир, появился на свет 9 января 1956 года в Кузнецке. Саша воспитывался в дружной и любящей многодетной семье. Являясь третьим по счету ребенком, он всегда стремился выделиться и стать главной звездой, где бы он не появлялся. Данные от рождения артистические способности проявили в нем неистовую любовь к театру. Александр Николаевич вырос в советское время, тогда в городе динамично работали заводы и фабрики. Театров практически не существовало, лишь за редким исключением. Даже родители были против его увлечения театром. Но эти препятствия никак не повлияли на любовь и тягу Саши к подлинному искусству. Первым ярким воспоминанием юного Александра стал поход в кузнецкий ТЮЗ, которым руководила на тот момент Зоя Васильевна Чернова. Фееричный спектакль задел тонкие струны сердца будущего режиссёра. Он был настолько впечатлен, что целых полгода провожал актеров после спектаклей, но никогда не осмеливался заговорить с этими «святыми небожителями», как отзывался о них сам Калашников.
Несмотря на свою робость, Александром Николаевичем активно двигало стремление воплотить свою мечту в реальность. Свой долгий путь он начал, поступив в горьковское театральное училище. Однако отправной точкой его успеха стало поступление в Куйбышевский институт культуры. После его окончания Калашников решил вернуться туда, где начиналось его становление– в родной Кузнецк. Именно там, в доме культуры при обувной фабрике, 5 ноября 1979 года он основал свое главное детище, которое олицетворяло его бунтарский творческий дух.
Оно покорило сердца не только граждан отечества, но и всю заграницу особенным взглядом на жанр уличного театра. Калашникову удалось в буквальном смысле поставить на уши весь свой родной город. В его уличных представлениях принимали участие даже фабричные лошадки. Название тому было театр «Бум». Этому театру было выделено отдельное одноэтажное здание в центре города.
Название театра имеет прозаическую историю. «Бум – так звонит колокол… Бум – так стучит человеческое сердце…». Как известно, Александр Николаевич Калашников родился с врождённым пороком сердца. Поэтому как никто другой он ценил время, которое подарила ему жизнь. Он проживал каждую секунду сполна и создавал не просто свою историю, а вереницу прекрасных поступков и возвышенных целей. Первый спектакль «У нас в Кузнецке ярмарка» закончился под бурные аплодисменты зрителей. С первого раза «БУМовцам», так называли себя актеры театра, удалось привлечь аудиторию, состоящую не только из горожан, но и из журналистов, художников и музыкантов, всех творческих слоев населения. Зрителей зацепил креатив команды, накал страстей, притягательность образов и амплуа.
Принцип, под которым шли бумовцы и сам Александр Николаевич был схож со знаменитым, метким выражением Уильяма Шекспира «Весь мир театр, а люди в нем актеры». С такой же ошеломляющей славой труппа отыграла театральные постановки «Два цвета» В. Зака, А. Кузнецова; «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери; «Ночь после выпуска» В. Тендрякова. Калашников не хотел останавливаться на достигнутых свершениях и в отчаянных поисках жанра уличного театра решился последовать бродячему стилю, который подразумевал театр на колесах, где актеры становятся скоморохами для уличной публики. Идея положила начало балаганным спектаклям под общим названием «Театр на повозках» (1984 г.), который затем дополнялся рядом подобных мероприятий: «Театр на плотах», «Театр на мустангах», «Театр в огне».
Итак, бумовцы на телегах с большим количеством реквизита проколесили тысячи километров, веселя и одновременно удивляя зрителей начиная от Пензенской, заканчивая Самарской областями. В ходе 5 лет работы балаган показал такие спектакли как: «Потешки», «Кошкин дом», «До третьих петухов». Не менее зрелищными себя показали второй и третий балаганы 1985 года, в которых талантливый режиссёр показал известные литературные произведения, среди которых «Эффект Редькина» А. Козловского, а также спектакль по пьесе П. Вайса «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился».
Калашников искренне верил в ту сказку и чудо, которое он создает на своих уличных театральных движениях, поэтому благородно сражался за право быть услышанным. Он безустанно оббивал пороги властных структур, однако власти были неотступны, его везде посылали, ввиду отсутствия денежных средств на все эти фестивали. У Александра Николаевича даже была общая тетрадь, в которой он вёл записи где и в каком кабинете, в какое время куда он был послан. Тем не менее несколько побед в копилке его достижений все-таки появилось. Это начало строительства а в центре города здания для театра «Бум», открытие спектакля «Алые Паруса», который был самым настоящими фурором, ведь проводился он на воде. Благодаря бойкоту граждан, администрация города позволила провести запланированное Калашниковым мероприятие.
В 1994 году состоялся первый десятидневный фестиваль «Бумборамбии». В 1998 году на проведение «Бумбарамбии 2» в Кузнецк приехали москвичи -18 столичных театральных коллективов. Грандиозное расширение балагана было не за горами и уже в начале 2000х стартовал фестиваль уличных театров СНГ и стран Балтии «Бумборамбия 3», который продлился 2 недели и собрал вокруг себя широчайшие слои критиков, журналистов и фоторепортеров. Праздник, который щедро устраивал Александр Николаевич захватил всю центральную площадь маленького городка.
Самодеятельная и авантюрная программа Калашникова и его «бумовцев» вышла на международный уровень. В двухтысячных годах театр «Бум» провел фестивали не только в России, но и Германии, Турции, Норвегии, покорив западный сегмент зрителей. Все изменилось 9 июня 2011 года, когда сердце Александра Николаевича Калашникова издало последнее «Бум, бум…». Талантливый режиссёр скончался в Москве, а его тело перевезли на Родину – в Кузнецк…
В настоящее время театр «Бум» прекратил свою деятельность. Зато прошлые года ознаменовались рядом оригинальных и самобытных международных конкурсов, таких как «Соловьиное раздолье» (2020 г.), «Лебединая верность» (2019 г.) и телевизионный фестиваль-конкурс талантов для детей и молодежи «Открытая сцена». Последним легендарным событием с духом «бумовцев» стал «Вечер памяти А.Н Калашникова 2014», на котором зрители смогли окунуться в мир безудержного веселья и даже стать частью представления!
После смерти А.Н Калашникова здание строящегося театра снесли, теперь на его месте девятиэтажка. Известно, что на бывшем месте одноэтажного театра сейчас располагается торговый центр. В доме культуры, где он начинал свою деятельность, открылся производственный цех, а на стадионе у этого ДК планируют строить поликлинику, несмотря на недовольство местных жителей. Если верить социальным сетям, то с побережья Белого Озера, куда он возил детей и подростков на отдых и репетиции сейчас вырубают лес…
Вся память о его существовании и его достижениях увековечена на мемориальной «Памятной доске режиссёру А.Н Калашникову», которую возвели в 2011 году на стенах жилого дома, в котором жил сам Александр Николаевич. Возведению памятника поспособствовали предприниматели и чиновники города Кузнецка. Разработкой мемориальной доски занялся пензенский архитектор по просьбе учеников и действующих актеров театра «Бум». Сама доска представляет собой барельеф с портретом режиссёра, на которой отчеканен главный слоган, который нес по жизни А.Н Калашников: «Жизнь прекрасна и удивительна! И прожить ее нужно в полете». Позади портрета изображена арт-композиция, нарисованная бумовцами. Художник данной композиции – Максим Кулев. Прийти почтить память великого талантливого режиссёра можно по адресу улица Рабочая, дом 180.
… А в городе тем временем появляются новые достопримечательности:
Не подскажите: “Какие современные достопримечательности стали украшением России?”