Торжественное открытие этого моста прошло 10 июня 2022 года с помощью телемоста из студий Пекина, Владивостока и Москвы . На русском языке объявил об открытии движения губернатор провинции Хэйлунцзян. Жители Благовещенска ждало грандиозное зрелище – с салютами и фейерверками. И это событие стало ключевым не только в истории Дальнего Востока, но и всей России. Ведь несомненно, данное обстоятельство будет способствовать развитию торгово-экономических отношений России и Китая. В первый же день уже восемь российских тягачей, раскрашенных в цвета российского флага, отправили первые грузы в Хэнхэ.
А в соответствии с техническим заданием по мосту ежедневно смогут проезжать 630 грузовиков. По экономическим подсчётам министерства транспорта объём взаимного грузооборота должен составить не менее миллиона тонн ежегодно. Да и сам мост на долгие годы станет своеобразной визитной карточкой края, его достопримечательностью – вы только подумайте, ведь его длина более тысячи метров, а ширина – одиннадцать. Кроме того Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов считает целесообразным организовать в современных реалиях совместные российско-китайские производства, поскольку за счёт подобной транспортировки их стоимость станет намного дешевле.
Следует отметить, что строительство данного моста по уникальной концессионной модели. началось ещё в далёком 2016 году, но из пандемии было временно приостановлено. Кстати, круглосуточные работы над возведением этого величественного сооружения проходили одновременно с двух берегов Амура. Сама состыковка прошла в мае 2019 года. Было затрачено девятнадцать миллиардов рублей, из которых четырнадцать были вложены Россией. А в Китае были задействованы средства из внебюджетных источников. Между прочим, были использованы только российские материалы, начиная от опор и заканчивая метизами. С российской стороны были задействовано около одной тысячи человек.
Что интересно, дебаты о строительстве моста начались ещё в советское время, а если точнее, то в шестидесятые годы. Леонид Ильич Брежнев лично позвонил секретарю Амурского обкома КПСС Степану Авраменко и предложил заняться строительством путей сообщения через Амур, на что то заявил буквально следующее: «Я считаю мост — это опасность для России» И вопрос с повестки был снят. Вопрос о строительстве был заново поднят в восьмидесятые, именно тогда и начали улучшаться отношения у России и Китая, но тут грянула перестройка, и вопрос о возведении путепровода вновь был отложен. В девяностые даже строительство канатной дороги через Амур затянулось, поскольку экс-губернатор Приамурья решил строить тоннель.
И до сих пор идею строительства моста он не поддерживает, считая что «при ухудшении отношений с Китаем мост предстоит взрывать, в то время как тоннель можно просто затопить, а когда ситуация нормализуется, откачать воду и снова использовать» В двухтысячные вновь этот вопрос поднимался, и китайцы даже начинали приступать к строительству подъездных путей к будущему мосту. Но глава Минэкономразвития России Герман Греф весьма скептически отозвался о необходимости строительства моста через Амур, считая, что не понимает преимущества этого проекта для России. И лишь в 2015 году во время визита российского президента Владимира Путина в Китай было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о строительстве моста через реку Амур.
В данный момент мост в введён в эксплуатацию. Цена проезда платная и составляет 87000 рублей. Губернатор Амурской области Василий Орлов уверен, что затраты на возведение моста окупятся уже в течение года, после чего тариф будет снижен до размера стоимости содержания моста. В 2022 году осуждались так же варианты строительства железнодорожных мостовых путей сообщения, и этот вопрос решался на государственном уровне. И в июне 2022 года даже дал официальные комментарии пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Тем более данные пути сообщения будут благоприятствовать развитию туристического бизнеса. Запланировано было, что до двух миллионов пассажиров ежегодно пройдёт через пункты пропуска. О развитии туристического направления заявил даже и гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, написавший в своём телеграм-канале, что ожидает китайских гостей, желающих полюбоваться пусками на космодроме Восточный. Кстати, именно Роскосмос опубликовали фотографии моста, сделанные спутником.