Признайтесь, вы могли бы прожить в одиночестве, да мало того, среди лесов и болот, без благ цивилизации? Как сейчас монахи становятся отшельниками? Объясните, вот что ими движет? Как они вообще оказываются в таких условиях? Или есть какие-то люди, с которыми они общаются? А чем они занимаются, помимо молитв? И если они действительно одиноки, то как про них тогда становится известно?
Путь паломника
Возможно, многие из вас уже догадались, что речь пойдёт про отца Михея. А имя этого подвижника известно сейчас многим, особенно семинаристам. Причём в семинарию сейчас на заочное обучение идут взрослые люди, имеющие семьи, работу, карьеру. Зачем? Вот как не странно, просто интересно. Особенно новоначальные, которые испытывают духовный подъём, ищут родственную душу. Ну а где ещё таким найти людей со схожими интересами, как не в семинарии? Скажите, встречали таких людей, что по выходным семьями в храмы ходят, в отпуск по монастырям ездят и чуть ли не на горных реках дружно сплавляются?
И, конечно, катастрофическая нехватка знаний у людей, в том числе и отечественной истории. Школьные знания подзабыты, не все книги дают ответы на вопросы, а некоторые видеоблогеры несут откровенную чушь или настоящую ахинею. И, как не странно, именно семинария даёт возможность и утолить духовный голод, и найти ответы на свои вопросы. Да и просто интересен сам круг общения – объединяются такие великовозрастные студенты и отправляются в паломничество, например, к отцу Михею в Кожеозёрский монастырь.
Отец Михей хоть и рос в богоборческое время, всегда отличался крепостью духа. Что, в принципе, неудивительно, ведь он вырос в семье священника. А монахом стал в 23 года, начав в 1988 году подвизаться в Оптиной Пустыни. А спустя 10 лет, он по благословению оказался именно в Кожеозёрском монастыре. Он и помыслить не мог, что останется в одиночестве в северной глуши. Были монахи, что не смогли выдержать всех трудностей, и покинули это благословенное место. Но отец Михей остался тут, без электричества, отопления и иных благ цивилизации. Пришлось самостоятельно валить лес, колоть дрова, управлять снегоходом и при этом вести все службы. До ближайшего населённого пункта тут семьдесят километров, вокруг леса и болота.
Достопримечательности Городов России Кожеозерский монастырь
Сама же обитель остаётся столь же удалённой, как было и четыреста лет назад. До сих пор в этот монастырь нет проезжей дороги. Годом основания пустыни считается 1552, когда в эти суровые края пришёл инок Нифонт. Предание гласит, что весь его скудный рацион состоял только из травы и ягод. Позже сюда стали приходить трудники, которые вырубали лес и построили храм во имя Богоявления. Так стал основываться этот монастырь. Но Нифонту не суждено было этого увидеть – он в преклонных летах отправился в Москву просить царя Фёдора дозволения на строительство, и, добравшись до столицы, скончался. Но государь исполнил волю, и вручил грамоту на владение землёй одному из иноков обители – Серапиону, получившего также благословение первого русского патриарха Иова.
О монастырях в СССР
В советское время тут мученическую смерть приняли жившие здесь монахи. Позже территория монастыря использовалась в качестве концлагеря. Потом здесь некоторое время жили ссыльные. И лишь в шестидесятых годах прошлого столетия ссыльный посёлок был расформирован, и остались тут разрушающиеся строения, да кордон лесника. Возрождение монастыря непосредственно связано с подвигами отца Михея. Изначально под Монастырь тут отводилась лишь одна грязная комната. Конечно, козней хватало: местные смотрели на прибывших монахов, как на умалишённых. Труда и усмешек не выдержали два послушника, решив покинуть обитель. И оставался лишь один монах – в то время известный, как Михаил. Это уж потом его постригли с именем Михей.
Кожеозерский монастырь сегодня
Лишь в 2000 году после официального открытия монастыря были районной властью отписаны бывшие епархиальные владения. Так у отца Михея прибавилось хлопот – появился огород и пара лошадок. Лесничий кордон перенесли на другое озеро. Появился корпус для паломников. А от желающих оказаться в этой глуши, как оказалось, отбоя не было. Так у отца Михея и помощники появились. Совместными усилиями реконструирован был один из трёх храмов. Удивил однажды своим присутствием восьмидесятилетний отец Дамаскин, прибывший из Троице-Сергеевой лавры. Но, говоря церковным языком, искушений тоже хватало: то нерадивые трудники обворуют, то рыбаки на берегу устроят пьяную гулянку, то от местных жителей покоя нет. Хотя и прихожане появились. За десять километров изо дня в день пешком добирались от родного дома учительница и воспитательница, чтобы петь на клиросе.
А насельников и паломников тут по-прежнему ждут. Иногда людьми движет своего рода романтика или едут по святым местам, начитавшись церковных книг про старцев, только вот, столкнувшись с реальными трудностями, не все выдерживают. А вы бы смогли жить в таких условиях? Как долго? Ради чего?
Понравилась статья? Ставь лайк, а лучше подпишись и сделай репост в соцсетях
Подскажите, пожалуйста: «Каково архитектурно-духовное наследие русского православия?»