Валаамский архипелаг, окружённый водами Ладожского озера, до 1917 года относился к владениям Финляндского княжества, входившего в состав Российской империи. После советско-финской войны, в 1940 году он отошёл к СССР. На самом большом его острове расположен Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Снискавший славу «русского Афона», он известен своей богатой событиями историей и непростой участью, выпавшей на его долю. Древняя обитель, преодолевшая много трудностей, выстояла, сохранилась и продолжает действовать.
Основные вехи истории монастыря
Точная дата основания обители неизвестна. Легенды и церковные предания гласят, что в I веке апостол Андрей Первозванный, один из учеников Иисуса Христа, побывав на Валааме поставил там крест, определив тем самым его назначение. В X веке греческие иноки, преподобные Сергий и Герман, положили начало монашеской общине на острове. Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский, позже перенёс мощи основателей в Новгород.
Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1407 году, связано оно с жизнью Савватия Соловецкого и считается наиболее достоверной датой его возникновения. Процветающий мужской монастырь, в котором к XVI веку проживало около 600 монахов, был разгромлен шведами в XVII веке. После возвращения острова России, при Петре I, началось восстановление обители. Но, деревянный Успенский собор, заложенный в 1715 году, простоял недолго: в 1754 г. его уничтожил пожар. Лишь спустя 20 лет были возведены Успенская и Никольская церковь, собор Преображения Господня и новые монашеские кельи.
Расцвет монастыря связан с именем игумена Дамаскина – «строителя Валаама», который с 1839 года возглавлял его в течение 42 лет. Его учеником и преемником Ионафаном II, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней. Его строительство и роспись завершены в 1896 г. Валаам часто посещали члены императорской семьи, известные писатели, поэты и художники, многочисленные верующие.
После провозглашения Финляндией независимости в 1917 г. остров остался в её составе и для обители настали трудные времена. Православные монахи подверглись притеснениям, часть из них покинула монастырь. 1940-1980-е годы были для Валаама временем упадка. В послевоенные годы здесь располагался совхоз, до 1984 года – дом для инвалидов войны, работала туристическая база. Многие святыни были разрушены или сгорели, разбирались на кирпичи или шли на дрова.
С основанием на острове в 1979 г. музея-заповедника монастырские постройки начали постепенно восстанавливаться. Лишь спустя десятилетие, в 1989 году, с возвращением первых монахов началось настоящее возрождение обители. По решению властей Карелии часть строений, в первую очередь Спасо-Преображенский собор, была передана церкви. Возобновились службы, продолжились реставрационные работы. К 1991 году монастырю были полностью возвращены все здания и постройки.
Новая история обители
Один из красивейших северных монастырей России – святое место паломничества сотен тысяч людей. Они приезжают сюда, чтобы поклониться чудодейственным святыням, побывать в монастырских садах и увидеть суровую красоту природы этих благословенных мест. Архитектурный комплекс включает более 50 церквей и часовен, 13 скитов, разбросанных по островам, 11 из которых уже восстановлены. У монастыря есть своё большое фермерское хозяйство, гости острова имеют возможность купить молочные продукты, сыр, выпечку, сувенирные изделия, книги. Остановиться на ночлег можно в монастырских гостиницах. Массовое посещение Валаама возможно с началом летней навигации: попасть на остров можно только водным путём, зимой – вертолётом.
Подскажите, пожалуйста: «Каково архитектурно-духовное наследие русского православия?»